Забыли пароль?
далее следует некоторая информация...



СВЕЧА - Главная arrow Публикации (Статьи) arrow Духовная Свеча arrow Павел Цветков – Кризис протестантского служения и что с ним делать?
Павел Цветков – Кризис протестантского служения и что с ним делать? Печать E-mail
26.01.2009 г.

Что мы выбираем?

Когда у нас начинают болеть зубы, мы, не долго думая, обращаемся к врачу-стоматологу. При этом стараемся выбрать лучшего специалиста. Мы не бежим к своему соседу дяде Ване, который двадцать с лишним лет работает сантехником, и не просим его вылечить нам зубы. В крайнем случае, мы попросим у него обезболивающее лекарство на время, пока не доедем до врача.

Также мы поступаем, если у нас сломался предмет бытовой техники. Мы обращаемся с этой поломкой в соответствующие службы, причем идем в специализированные сервис-центры – туда, где занимаются ремонтом предметов техники данной марки.

Однако, так серьезно заботясь о материальной и физиологической сферах жизни, мы порой совершенно бездумно относимся к духовной и душевной стороне своего бытия.

Может быть, из-за того, что эта сфера нашей жизни менее всего заметна, не столь явно «заявляет» о себе, мы забываем о ней в жизненном круговороте. Но наша душа – далеко не последняя по важности часть жизни. Напротив, она – наиважнейшая. О ней надо заботиться в первую очередь, потому что наше сердце – источник нашего поведения, поступков, всей нашей жизни (см. Притчи 4:23).

А это значит, что люди, непосредственно связанные с нашим духовно-душевным развитием, должны быть профессионалами своего дела. Ведь этих людей мы впускаем в свое внутреннее пространство. Им мы доверяем и надеемся на них в моменты духовно-душевных проблем. Им мы готовы открыть наши самые потаенные внутренние переживания и мысли. От того, кто «вкладывает» в нас свои слова, советы, образ мыслей и принятие решений, зависит то, на что мы будем ориентироваться в жизни. Все это оказывает влияние на нашу точку зрения, на события, происходящие вокруг нас.

Поэтому тема, которую хочу затронуть в данной статье, - это профессионализм наших священнослужителей, их готовность ответить четко и ясно на существующие проблемы, вопросы и нужды паствы в реалиях сегодняшнего дня.

Хочу особенно отметить то, что я не пытаюсь принизить или поставить под сомнение искренность служения наших пастырей. Безусловно, среди них много весьма достойных людей, которые замечательно справляются с возложенными на них обязанностями. У таких людей есть чему поучиться. И это необходимо делать.

Оглядываясь назад и думая о сегодняшнем дне

Кто такие душепопечители? Это люди, которые заботятся о нашей душе, влияя на ее формирование и наполнение – это пасторы поместной церкви, лидеры домашних групп, пресвитеры и т. д. Это те люди, которые «несут» Божье Слово с церковной кафедры для того, чтобы мы возрастали во Христе, преображались в Его образ. Это те люди, которые могут изменить наше мировоззрение, мироощущение, повлиять на нашу веру. Люди, которым Господь доверил блюсти наши души до определенного срока.

Насколько вы доверяете своим душепопечителям? Достаточно ли вы в них уверены, как в добрых пастырях? Проще говоря, являются ли они профессионалами своего дела – служения? А если нет то, что они делают или собираются сделать, чтобы исправить сложившееся положение?

Пятнадцать или двадцать лет тому назад эта проблема вообще не стояла перед протестантской церковью в бывшем Советском Союзе, а если и стояла, то не так остро, как сейчас. Приходилось решать совсем другие вопросы: как выжить и сохранить дух Евангелия в тех нелегких условиях, в которые были поставлены верующие люди. Прихожане в поместных церквах прекрасно понимали, что о профессиональном душепопечении в то время не приходилось даже и мечтать, так как в руководстве церкви находились не освобожденные служители, которые могли бы все свое время посвящать служению Богу и своей пастве, а такие же люди, как и сами прихожане, - те же токари, строители, учителя, работники заводов, фабрик, колхозов и т. д. Для этих служителей свободное время на подготовку хорошей проповеди было несбыточной мечтой.

Отношение и требование к Церкви меняется

Сейчас прошло уже пятнадцать лет свободной возможности благовествовать (без преследования верующих в таких масштабах, как раньше). За эти годы было проведено много всевозможных крупных евангелизационных собраний. Появилось огромное множество различной религиозной литературы. Открылись новые (более всего протестантские) церкви, где люди могли познакомиться с новым, доселе неведомым для них миром – религиозным, (а в какой-то мере и с «запретным» западным).

Люди с чувством эйфории слушали каждое слово проповедника, стоявшего за кафедрой. В умах почти каждый день «рождались» новые идеи о том, как донести Благую Весть окружающим.

Появлялись христианские театры, музыкальные студии, христианские средства массовой информации. Это было время поиска утерянного духовного начала. Попытка найти поддержку в Боге, когда привычный мир рухнул, оставив людей один на один со своими страхами и проблемами.

Но постепенно отношение людей к церкви начало меняться. В последние несколько лет незаметно уже той прежней эйфории. Люди теперь не столь открыты для каждой произнесенной с кафедры фразы. Более того, прихожане перестали слушать первого встречного проповедника. Начали «фильтровать» информацию, которую доносят с церковной кафедры. Верующие оценивают то, что до них пытаются донести, анализируют и только после этого решают, сказать свое одобрительное "аминь" или нет. Да и прежнего восторженного желания помогать, служить в церкви у людей теперь не всегда наблюдается.

Чем же вызвана перемена отношения прихожан к своим церквам? Не будем торопиться вешать на людей ярлыки: мол, они «жестоковыйные» и «холодные». Сперва проанализируем ситуацию.

Причина первая

Одной из причин, приведшей к сложившейся ситуации в современной российской протестантской церкви, является нынешнее более или менее благоприятное (по сравнению с 90-ми годами) политико-экономическое положение в стране.

Для того, чобы понять, о чем я здесь хочу сказать, нам необходимо мысленно вернуться (вспомнить) то время, когда российская протестанская церковь переживала период энтузиазма и активного желания служить со стороны прихожан и членов поместных церквей.

Это было время тяжелых испытаний и кризисов, в которые постепенно и неминуемо погружалась наша страна. Период в истории нашего государства, когда чувство безысходности и потери ориентиров, которые могли бы вывести страну из сложившейся ситуации, переполняло все общество. В этот момент единственным «островком» некоего спокойствия и какой-либо уверенности в чем-либо являлась Церковь. Церковь (по сложившимся историческим причинам) была на тот момент, пожалуй, единственным общественным институтом, который являл собой непоколебимую и неподверженную изменениям времени (консервативную) систему на то время. Людям требовалась «передышка» от тех политических, экономических и,житейских неурядиц, которые захлестнули собой общество. Церковь оказалась не только «островком» спокойствия, где можно было укрыться от всех невзгод, но и предложила дать ответы на различные наболевшие вопросы и сложные ситуации, существовавшие на тот момент в жизни людей. Она стала решать эмоционально-психологические, в какой-то степени и гуманитарные проблемы общества без попыток «нажиться» (финансово) на этом со своей стороны. Это был живой интерес, который почувствовали люди, реально столкнувшись с тем, что они кому-то в этом мире небезразличны и им, действительно, по мере своих сил пытаются помочь. Неудивительно то, что люди пошли в Церковь, пытаясь хотя бы там найти для себя некий "островок" спокойствия и благополучия.

Люди с улицы, став прихожанами Церкви и почувствовав на себе результаты настоящей заботы, преображались в настоящих учеников Христа, пытаясь хотя бы чем-то послужить на благо расширения Царства Божьего (это была своего рода попытка «отблагодарить» Церковь за проявленную заботу о них самих принятием решения учавствовать в каком-либо служении с их стороны). Кроме этого, Церковь на тот момент (как я говорил раньше) была, пожалуй, единственным местом спокойствия и стабильности. В связи с этим люди принимали решение реализовывать свой внутренний потенциал в Церкви по сравнению с «внешним» миром, где не было возможности или средств по каким-либо объективным или субъективным причинам самореализовываться. Церковь в то время давала возможность почувствовать себя нужным хотя бы для кого-то (принять реальное участие в каком-либо необходимом служении), где твои искренние порывы не осудят и не посчитают их ненужными и лишними.

Последние четыре года в стране постепенно, может быть, впервые за годы реформ, пусть не столь быстро, как хотелось бы, но приходит в дома людей чувство спокойствия за свое будущее. Люди начали (по-настоящему) планировать свою собственную жизнь. Делать некие прогнозы, если не на долгосрочную перспективу то, по крайней мере, на ближайшие пять или семь лет, о чем раньше только можно было мечтать из-за нестабильного положения в стране. Государственная власть, наконец, получила столь долгожданный «кредит доверия» от своего народа, хотя он не настолько велик, как бы она желала.

Это, безусловно, затронуло и людей, посещающих протестантские церкви в России. Ту силу и энергию, которую столь долго и планомерно прихожане отдавали на служение Церкви, т. к. до этого они не могли себя реализовать в жизни по объективным или субъективным причинам, теперь они же стали перенаправлять в иное русло. Люди начали планировать и устраивать собственную жизнь. Это не говорит о том, что люди в Церкви стали менее «горячими» по отношению к Богу. Необязательно. Они приняли решение и начали более активно, чем раньше уделять время своей собственной жизни.

Со стороны руководителей поместных церквей часто высказывается мнение о том, что люди в церкви «охладели» к Богу, что является не совсем точным высказыванием. Сегодня в российских протестантских церквах чуть ли не повсеместно ощущается некое непонятное «брожение» в умах людей, которое часто называют общим понятием «холодность». Вряд ли с этим можно согласиться, хотя бы потому что это носит почти повсеместный характер. И если это так, то по российским протестанским церквам проносится некий «вирус похолодания», не щадящий перед собой никакую общину.

Я бы этот новый «вирус» описал как (думается мне, более точным словом) «незаинтересованность» людей в служении в/для Церкви. Нам необходимо признать тот существующий на сегодняшний момент факт, что люди в большинстве своем не заинтересованы в служении в/для поместной общины. На призыв послужить для братьев и сестер (в крайних случаях «для Господа») прихожане в лучшем случае (и, как правило, так и бывает) промолчат или сошлются на свою занятость. 

Причина вторая

Еще одной причиной «незаинтересованности» людей в Церкви является то, что люди «обожглись» во время пребывания в некоторых служениях при церквях или от церквей.

Людям порой буквально и совершенно необдуманно (не основываясь на Священном Писании) обещали то, чего сам Бог никому не обещал и не гарантировал. Одним из примеров этого может послужить вопрос о том, как Бог помогает верующим в решении их проблем. Часто слышатся от некоторых проповедников слова о том, что после того, как человек с искренним сердцем признает Иисуса Христа своим Господом, то его невзгоды и проблемы решатся раз и навсегда. Безусловно, подобная возможность решения проблем подкупает и является весьма заманчивой. Кто не хотел бы подобного, столь легкого решения собственных забот и неурядиц. Это неминуемо порождает желание, пусть даже где-то подсознательно, но все же «переложить» ответственность со своих плеч на другие (в данном случае на Бога). Я не хочу, чтобы меня поняли неправильно и предвзято. Конечно, я верю в то, что у большинства людей, считающих себя членами какой-либо христианской общины, вера в Бога честная и искренняя, без каких-либо меркантильных интересов, и что основывается она на Священном Писании, на следовании заповедям Спасителя и искреннем желании возвещать Благую Весть по всей земле. Здесь я говорю несколько об ином. Необходимо понять столь заманчивое и в то же время опасное положение данного предложения к подобному способу решения каких-либо проблем. Постоянное пребывание в состоянии «уверенности» и ожидания того, что Бог обязательно будет решать все мои проблемы, является совершенно не библейским. Здесь не говорится о том, что Бог не выводит нас из «пустынь». Бог делает это из-за любви к нам, как Его детям. Проблема состоит в том, что людям в ряде церквей преподали (вложили в их сознание), возможно, без малейшего желания им навредить, неправильное представление о данном вопросе. Может быть, в желании подобного «проповедника» и не стояла вовсе задача «соблазнить» людей вероятностью легкого решения их проблем для того, чтобы пополнить ряды одной из поместных церквей, но сложившаяся ситуация показала совсем другое: люди «поймались» на эту «наживку».

После того, как человек «ответил» на данный призыв проповедующего покаяться, проходит некоторое время и человек вполне искренне ожидает положительного ответа в решении его ежедневных и порой ежеминутных проблем, которые, по словам «проповедника» (евангелиста), «обещал решить» Бог. Но постепенно человек начинает замечать то, что проблемы не решаются. В этот момент у него возникает определенное недоумение по поводу того, что с ним происходит, и того, что ему обещали с церковной кафедры. В дальнейшем новообращенный начинает «разочаровываться» в Боге (а точнее сказать, в проповеднике и его обещаниях) и отходит от Бога. Хотя Божьей вины в этом никакой вовсе и нет. Прихожане по большому счету разочаровываются в людях, Его служителях, которые порой несерьезно относятся к тому, что им доверил Господь. Из-за неправильной или недостаточно точно объясненной интерпретации некоторых мест Священного Писания с церковной кафедры люди в церкви попадают в западню неверного прочтения, истолкования, а значит и практического применения в своей жизни текстов Библии. Из-за этого христианская жизнь у некоторых прихожан не складывается согласно тому, как о ней рассказывал проповедник.

Причина третья

Другой причиной меняющегося отношения людей к Церкви является их духовный рост, который можно сравнить с физиологическим и психологическим взрослением ребенка. Когда ребенок постоянно находится в состоянии развития, его потребности и желания со временем меняются. Они (дети) уже не хотят, чтобы их «кормили молоком», а желают (и должны) перейти на «твердую пищу». Не оттого, что они стали «умными» (хотя это тоже играет свою роль), но потому что их организм вырос и «требует» к себе уже совсем иного отношения и внимания, чем раньше. То, что вчера казалось повседневной необходимостью и обязательной частью их ежедневного существования (рациона), теперь уже не является столь необходимым для них (прихожан), так как появились совсем иные потребности. В связи с этим требования к их духовным «родителям» точно также меняются. Раньше за ними (прихожанами) был необходим почти ежедневный контроль со стороны душепопечителей. Сегодня это вполне самостоятельные люди, которые сами во многом могут (и должны) позаботиться о себе . На сегодняшний день почти каждый член какой-либо поместной церкви является достаточно информированным человеком в области религиоведения и смежных с ним науках. Современный прихожанин вполне свободно может приобрести для себя интересующею его литературу по любой области в богословия. И теперь уже нет столь актуальной необходимости занимать очередь для приема к пастору, чтобы получить ответы на занимающие человека вопросы. Достаточно протянуть руку к своей книжной полке, и ответ уже найден, вполне ясный и достаточно компетентный.

Подобные люди, начитанные и информационно подготовленные, на сегодняшний день (нравятся нам это или нет) наполняют поместные церкви. Эти прихожане со своими «умными» (и вполне серьезными) вопросами подходят к своим душепопечителям и «надоедают» им, отвлекая служителей церкви от более «серьезных» дел.

Сегодня люди в Церкви ждут четких и ясных ответов на поставленные вопросы. Вопросы, на которые порой не найти однозначного и быстрого ответа. И чтобы ответить на них, возможно, потребуется весьма основательно «порыться» не только у себя в голове, но и в соответствующей литературе. Прежнее: «Я за Вас помолюсь» уже не удовлетворяет людей. Во-первых, человек сам уже научился молиться, а во-вторых, одной молитвы здесь мало, требуется серьезное принятие решения и действия.

Люди, приходящие в Церковь и являющиеся ее членами, живут и действуют в современном обществе (какое оно есть со всеми его плюсами и минусами), знают требования и условия жизни в нем, где необходимо быть достаточно образованным и квалифицированным (в своей области деятельности) человеком для того, чтобы быть востребованным специалистом. Сегодня (особенно в рыночных отношениях) необходимо постоянно развиваться, стремиться вперед и т. п. Понимая необходимость всего вышесказанного для достижения жизненного успеха, общество предъявляет (или начинает предъявлять) к себе соответствующие требования. Члены церкви, как часть общества, хотят, чтобы и церковное руководство в лице их душепопечителей ставило перед собой подобные требования . Это не является ни в коей мере потаканием их эгоистическим желаниям. Просто верующие из какой-либо поместной церкви хотят, чтобы их церковь была успешной во всем, была лучше всех других церквей. Люди хотят гордиться той церковью, которую они посещают. И если для этого есть маломальский повод, то прихожане будут уважать свою церковь (в том числе и ее руководство) и стараться еще больше делать для того, чтобы они могли дальше ей гордиться.

Если руководство какой-либо поместной церкви не осознает или не хочет осознавать реалий сложившейся ситуации, когда требования общества к себе и к индивидууму, в частности, меняются, и не будет меняться, постоянно развиваться, повышать свою квалификацию и т. п., то не стоит удивляться тому, что члены данной церкви не замедлят уйти в другую поместную церковь, которая, может быть, находится на другой стороне улицы. Они уйдут туда (не без основательного анализа сложившейся ситуации: они, наверняка, до этого не один раз уже заходили к своим «соседям» по церковной скамье для того, чтобы посмотреть и сравнить, что это за церковь и чем она живет), где их не будут осуждать за их «неудобные» вопросы, где их примут, выслушают, позволят наконец-то высказаться и, вероятно, впервые за все время пребывания в Церкви без ложного интереса поинтересуются их жизнью: чем он(она) действительно живут) и дадут подробные и достаточно весомые ответы на его(ее) вопросы.

Церковь должна быть «живой», а значит «подвижной» во всех ее проявлениях. Она должна быть готовой дать серьезный и компетентный ответ, высказать собственное мнение о проблемах современного общества и возможных путях выхода из сложившегося положения. Если Церковь не будет готова к этому, то не стоит ждать увеличения роста церквей как количественно, так и качественно. Церкви в подобной ситуации придется решать другой вопрос, который будет постоянно стоять перед ней: «Как «удержать» людей в церкви?»

Не стоит забывать о том, что мы сегодня живем во время специализации, глобализации и развивающихся коммуникаций. Церковь без профессионалов своего дела, живущая сама по себе (речь идет о какой-либо поместной церкви) без сотрудничества с другими церквами и обществом в целом не нужна никому, в том числе и своим прихожанам. Подобная община в конечном результате превратится в обособленную, живущую в самой себе (или точнее сказать выживающую) систему, которую в простонародье не без основания называют «сектой».

В какую сторону необходимо направиться сегодня?

Сегодня в Церкви существует масса искусственно рожденных проблем. Я не зря назвал их «искусственно рожденными», так как этому есть вполне обоснованные доводы. Такого вида проблемы (причины) нельзя отнести к разновидности потенциально ожидаемых или «естественных» для Церкви, с которыми она обязательно столкнулась бы. Эти сложности, вызывающие своего рода «отторжение» (незаинтересованность) Протестантской Церкви в России у ее прихожан, являются по сути своей ситуациями, появившимися на свет не из-за деяний сил лукавого, как нам хотелось бы думать, хотя частично это может быть и так, но в большинстве своем они возникли из-за непрофессионализма (отсутствия грамотного подхода к своей работе) со стороны руководства и служителей Протестантской Церкви в России. Под словом «профессионализм» в служении (работе) подразумеваются такие качества,как: ответственность, компетентность (соответствующее полученное образование и подготовка), высокие морально-этические жизненные принципы, которые основываются на Священном Писании, авторитетность, опыт в служении (если, конечно, имеется), любовь к своему делу и т. п.

Это не говорит о том, что люди, неимеющие подобных качеств или часть из них, должны быть незамедлительно отстранены от их служений. Все это, конечно, приходит и проявляется со временем, но если служитель Церкви не желает развивать, а порой просто- напросто иметь эти качества в себе, то стоит призадуматься о том, занимает ли этот человек (служитель) свое место или нет? Надо не забывать о том, что служители Церкви это не просто вольнонаемные работники. Эти люди вместе и каждый из них по отдельности имеют свою долю определенного влияния на членов поместной церкви. Кроме этого, не стоит забывать о том, что здесь идет речь о влиянии на души людей, а значит и на то, где они будут в вечности, и с этим шутить не стоит.

Как говорилось выше, сегодня мы живем в эпоху специализации, глобализации и повсеместного развития коммуникаций (и не только технических). В связи с этим нам необходимо быть профессионально подготовленными сотрудниками Царства Божьего, чтобы в процессе нашей работы (служения) нам не приходилось заниматься разрешением тех трудностей и забот, которые явились результатом нашей неподготовленности и безответственности, т. к. и без них у служителей Церкви хватает других дел и сложных ситуаций, которые порой требуют от лидера куда больше отдачи сил и времени для их разрешения. Профессионализм и еще раз профессионализм поможет нам не оказаться за «бортом корабля» под названием «Общественная жизнь», сделает нас востребованными и интересными для современного общества. Не стоит забывать, что сегодня мы живем в период рыночных отношений и жесткой конкуренции. И может показаться, что то, что я скажу дальше, это ни в коей мере не относится к Церкви, но это, как бы нам не хотелось думать, является реальностью наших дней. Церковь - это не только один из институтов общества, но на сегодняшний момент это в некой форме (для рыночного общества) одна из «услуг», предлагаемых человечеству на «рынке идеологии», который сегодня переполнен различными религиозными, морально-этическими и философскими учениями, довольно «красиво» представляющими себя на этом «рынке». Кто-то «покупает» этот идеологический «товар» или услугу, но вместе с этой идеологией в «красивой» обертке человек «приобретает билет» в царство тьмы и боли. Об этом нам стоит помнить.

Я не призываю подчиниться правилам «игры» рыночных отношений, где побеждает сильнейший или, точнее сказать, хитрейший, но нам стоит кое-чему научиться. Я также не предлагаю «обернуть» Христианство в «яркую упаковку», хотя внешний вид играет не последнее место при выборе «товара». При всем этом должно быть хорошее качество «товара». Как-то у одного известного и успешного специалиста в области рекламы спросили: «Что позволяет вашей рекламе быть успешной?» На что он ответил, что причиной его успеха является то, что рекламируемый им товар лучше того, что говорится о самом товаре в рекламе. Это о чем-то нам должно говорить!

Христианство сегодня (как и всегда) на «рынке» идеологий является нежеланным «конкурентом», которого пытаются «обойти» и даже вытеснить. Нам необходимо это понять, принять как давно свершившийся факт и помнить это всегда. Поэтому нам (христианам) нужно быть профессионально подготовленными в этой духовной борьбе.

Люди в Церкви должны без малейшего чувства стыда за Церковь (из-за того, что порой происходит в ней) быть готовы пригласить своих неверующих друзей, родных и соседей в нее. Где будут чистые сидения, приятная обстановка, искренние приветливые служители и прихожане, за кафедрой будет стоять человек, знающий свое дело. Все это является элементами профессионализма и простого уважения к себе и людям, и этому необходимо учить людей в Церкви (клир и мирян). Необходимо прекратить «играть» в Христианство. Надо встать, встряхнуться и наконец-то начать делать свое дело, как следует. Тогда нам не придется «ломать голову» над вопросом: «Как удержать людей в Церкви?» Перед нами встанет совсем иной вопрос: «Готов ли я и моя поместная церковь к приходу гораздо большего числа новых прихожан в нее?»

Павел Цветков
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Санкт-Петербург (Россия)

 
« Пред.   След. »
 

Пожалуйста, ответьте на вопрос...

Приносит ли пользу этот сайт?


"Свеча" - христианский электронный журнал